|
Copyright ©2008 Вячеслав Ушанов.
|
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Берчикульская начальная школа – детский сад
ПРОГРАММА
эксперимента по экологическому воспитанию детей
на 2009-2014 г.г.
Авторы:Мишина В.А – воспитатель
Ткаченко Р.Д. – учитель
начальных классов
|
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКРМУ ВОСПИТАНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
|
Актуальность – Огромную важность в образовании личности приобретают вопросы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста т.к. сегодня ребёнок становится свидетелем разрушения окружающей среды.
Система образования, своими средствами, в рамках своей компетенции обязана учить ребёнка навыкам разумного отношения к природе.
Кроме того, надо помочь ребёнку освободиться от потребительского отношения к природе.
Причина введения педагогического эксперимента состоит в разрешении противоречия между потребностями общества в формировании с раннего детства личности, способной строить свои отношения с окружающим миром с учетом законов природы, жить в относительной гармонии с ней, и отсутствием единой концепции, системы экологического образования в дошкольных учреждениях и начальной школе, являющихся первой ступенью системы непрерывного экологического образования.
Объект исследования: система образования в начальной школе – детский сад.
Предмет – разработка методики по экологическому воспитанию для детей дошкольного и младшего школьного возраста через использование регионального компонента.
Цель – создание модели работы для апробации и внедрение технологий экологического воспитания как условие успешной экологизации сознания личности дошкольников и младших школьников.
Задачи:
- Изучить теоретические основы экологического воспитания дошкольников и младших школьников.
- Разработать программу по экологическому воспитанию «Мы дружим с природой».
- Разработать и апробировать диагностический инструментарий определения результатов работы.
- Проанализировать результаты педагогической деятельности и результаты диагностических исследований воспитанников и обучающихся.
- Разработать методические рекомендации по использованию технологии экологического воспитания в практике работы педагогов НШДС.
Гипотеза – Повышение роли экологического воспитания дошкольников и младших школьников возможно при условии специальной организации воспитательно – образовательного процесса, что позволит у каждого выпускника сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, так как возраст ребенка от 3 до 7 лет является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.
Методы педагогического исследования
Теоретические
|
Эмпирические
|
Моделирование;
Сравнение;
Обобщение;
Классификация;
Систематизация;
Синтез;
Анализ жизненных ситуаций;
Аналогия.
|
Изучение литературы, нормативных инструктивно- методических документов;
Анализ документации НШДС;
Педагогическое наблюдение;
Опросы (интервью, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта);
Эксперимент;
Изучение опыта работы в области экологического образования;
Изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т.п.);
Игровые ситуации, задания;
Драматизация;
Беседы.
|
Данные об участниках эксперимента
№ п/п |
Ф.И.О. |
Образование: вуз, год окончания, специальность |
Должность |
1 |
Ушанова Татьяна Георгиевна |
Высшее, Кемеровский государственный университет, 1991, учитель истории и обществознания |
Директор |
2 |
Мишина Валентина Александровна |
Высшее, Новокузнецкий государственный педагогический институт, 1990, учитель начальных классов | . |
3 |
Ткаченко Раиса Дмитриевна |
Среднее – специальное, Мариинское педагогическое училище, 1984, учитель начальных классов |
Учитель начальных классов |
Примерное распределение функциональных обязанностей между участниками педагогического эксперимента
Директор НШДС – осуществляет и координирует всю работу в режиме эксперимента, осуществляет методическое сопровождение эксперимента, координирует деятельность педагогов, осуществляет контроль за воспитательно – образовательным процессом, принимает участие в создании материальной базы эксперимента.
Руководитель эксперимента – организует работу группы по разработке программы эксперимента, обеспечивает программно- методическое сопровождение эксперимента и информирует директора НШДС о ходе педагогического эксперимента.
Медицинская сестра – обеспечивает санитарно – гигиенические условия работы.
Учитель начальных классов, воспитатель - проводят эксперимент, диагностируют и анализируют ход эксперимента в группе, в классе:
- проводят разъяснительную работу с родителями;
-докладывают о результатах эксперимента на заседаниях педагогического совета.
Воспитанники, обучающиеся - включаются в образовательно - воспитательное пространство по экологии под руководством педагогов;
С целью привлечения родительской общественности вопросы по эксперименту будет рассматриваться на советах НШДС.
План хода педагогического эксперимента
Этапы | Сроки | Содержание работы | Результаты |
1.Диагностический | 4 квартал 2009 г. | 1.Анкетирование участников образовательного процесса по данной проблеме
2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения (теория) | Активизация интереса к проблеме эксперимента |
2. Прогностический | 2010 г. | 1.Формирование единого творческого коллектива единомышленников
2.Разработка программы по экологическому воспитанию «Мы дружим с природой» | Создание штаба по координации действий.
Отработка методик воспитательно-образовательной работы.
Программа образовательной экспериментальной работы |
3. Организационный | 2011 г. | Подготовка материальной базы и научно – методического обеспечения.
Внедрение и апробация программы «Мы дружим с природой» | Создание развивающей среды и рабочих методических пособий. |
4. Практический | 2012-2013 г.г. | Реализация программы «Мы дружим с природой» | Модель работы по экологическому воспитанию |
5 Обобщающий | 2014 (1-3 кв) | Анализ и оценка результатов реализации программы | Обобщение опыта.
Создание методических рекомендаций.
Публикации.
Технология.
Сайт.
Грант и т.д.
|
Формы предоставления результатов педагогического эксперимента
№ п/п | Формы предоставления результатов педагогического эксперимента | Сроки |
1 | Программа экологического воспитания и обучения «Мы дружим с природой» | 2010 |
2 | Создание рабочих методических пособий | 2009-2013 |
3 | Методические рекомендации | 2014 |
4 | Создание модели педагогического эксперимента | 2012-2013 |
5 | Статьи, публикации в СМИ, на сайт образовательного учреждения | В течение эксперимента |
6 | Отчеты по проведению эксперимента | 1 раз год |
|